- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рынок ценных бумаг
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015712 |
Тема: | Рынок ценных бумаг |
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) Владикавказский филиал Финуниверситета Финансово-экономический факультет Кафедра «Экономика и финансы» Выпускная квалификационная работа на тему: «» Направление подготовки 38.03.01 «Экономика» Профиль «Финансы и кредит» Выполнила студентка учебной группы ЗБСП2-ЭК 403 Авакова Полностью _______ (подпись) Руководитель канэ.н., доцент кафедры «Экономика и финансы» Цуциева Мадина Валерьевна__________ (подпись) ВКР соответствует предъявленным требованиям Заведующий кафедрой «Экономика и финансы» Доктор экономических наук, доцент ______________ Лазарова Л.Б. (подпись) «___» ___________________ 2018 г. Владикавказ – 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 2 ГЛАВА 1 Рынок ценных бумаг: теоретические и исторические аспекты развития в России.................................................................. 6 1.1. Основы функционирования рынка ценных бумаг....................... 6 1.2. Основные этапы развития рынка ценных бумаг в России..... 25 1.3. Основные теоретические положения деятельности банков с ценными бумагами.................................................................... 37 ГЛАВА 2. Российские банки на рынке ценных бумаг: современные особенности и перспективы................................................................... 48 2.1 Анализ деятельности банка на рынке ценных бумаг................... 48 2.2. Проблемы функционирования банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг............................................ 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................... 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................... 72 ВВЕДЕНИЕ Формирование нынешней российской экономики сопровождается изменением всех финансовых институтов. Трансформация к двухуровневой банковской системе и образование фондового рынка, тесно переплетающиеся между собой, стали более заметными событиями финансово-кредитных преобразований в стране. Банки теперь выступают не только как профессиональные участники рынка ценных бумаг (РЦБ), а сам РЦБ России, в определенной мере, является банковским. Быстрый темп преобразований, которые происходят в экономике страны и её финансовой сфере, определяет актуальность исследования операций банков с ценными бумагами, являющиеся главным инструментом регулирования мобильности банка. Воздействие операций с ценными бумагами на деятельность банков и изменения, которые происходят в их структуре, представляют особый интерес. Современный РЦБ, как и любой другой рынок, невозможен без активных профессиональных участников. Но следует заметить, что не любое лицо или не любая организация могут выступать в роли данного участника. Для этого необходимо соответствовать требованиям по опыту, знаниям, капиталу, установленных уполномоченными на это организациями или органами. Современный российский РЦБ не в силах обеспечить действенную работу профессиональных участников, так как находится под влиянием финансового кризиса в стране, политической, а также социальной нестабильности. Актуальность работы выражается в том, что деятельность банков на РЦБ как профессионального участника рынка ценных бумаг является в современных условиях немаловажным аспектом успешного функционирования банка. В современных условиях функционирование финансового сектора отечественной экономики требует определенной перестройки. Особое внимание уделяется банковскому сектору, который в настоящее время находится в процессе реформирования. Это определяет необходимость повышения эффективности различных направлений банковской деятельности. Одним их них выступает возможность коммерческих организаций выполнять деятельность профессиональных участников на РЦБ. Деятельность банков в качестве отдельных профессиональных участников РЦБ выступает объектом исследований в научно-экономических статьях и диссертационных исследованиях, однако в разрезе возможности осуществления всего комплекса операций данному вопросу отводится недостаточно внимания. Цель работы состоит в исследовании деятельности банков как профессиональных участников РЦБ и разработке мер, которые направлены на повышение её эффективности. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1 Раскрыть сущность профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг; 2 Исследовать функции коммерческих банков на фондовом рынке; 3 Систематизировать проблемы деятельности банков в качестве профессиональных участников на рынке ценных бумаг; 4 Провести анализ деятельности банков как профессионального участника фондового рынка; 5 Раскрыть проблемы функционирования банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг Объектом исследования является отечественный и мировой рынки ценных бумаг, предметом - деятельность банков в рамках операций с ценными бумагами. Теоретическую основу работы составляют законодательные документы и нормативные акты Российской Федерации, Министерства Финансов, Центрального Банка РФ, а также труды по исследуемой теме отечественных и зарубежных ученых, периодические издания, доступные интернет-ресурсы. В исследовании использовались методы логического, сравнительного, финансового, функционально-структурного, анализа. Также применялись различные приемы и методы статистико-математического анализа: группировка, расчет финансовых коэффициентов, сравнение. Были задействованы статистические методы и анализ динамических рядов. Логика работы определила ее структуру. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА 1. Рынок ценных бумаг: теоретические и исторические аспекты развития в Российской Федерации 1.1.Теоретические основы рынка ценных бумаг Рынок ценных бумаг — это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг. Особенностью привлечения финансовых средств с помощью ценных бумаг является то, что, как правило, они могут свободно обращаться на рынке. Поэтому лицо, вложившее свои средства в какое-либо производство посредством приобретения ценных бумаг, может вернуть их (полностью или частично), продав бумаги. В то же время его действия не затрагивают и не нарушают сам процесс производства, так как деньги не изымаются из предприятия, которое продолжает функционировать. Возможность свободной купли-продажи ценных бумаг позволяет вкладчику гибко определять время, на которое он желает разместить свои средства в тот или иной хозяйственный проект. Перспективы развития рынка ценных бумаг в значительной мере определяются уровнем государственного регулирования этого рынка. Функции государства в регулировании развития рынка ценных бумаг состоят в следующем: - выполнении идеологической и законодательной функции, а именно в выработке концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации, управлении программой принятых законодательных актов по развитию рынка; - концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) на цели развития, в первую очередь опережающего развития инфраструктуры; - установлении «правил игры»; - контроле за финансовой стабильностью и безопасностью рынка - регистрации и контроле за входом участников, регистрации ценных бумаг, надзоре за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятии мер по их оздоровлению, контроле за соблюдением правовых и этических норм, применении санкций; - создание системы информации о рынке ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; - формирование системы защиты инвесторов от потерь, в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций; - предотвращение как чрезмерного развития рынка определенного вида ценных бумаг, так и сужение деятельности на рынке ценных бумаг в результате государственной денежно-кредитной политики (монетарной, валютной, фискальной, налоговой). Особенно активную роль должно выполнять государство на начальной стадии становления рынка ценных бумаг в стране. рынок ценных бумаг является настолько масштабными и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет столь высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только усилиями государства этот рынок может заработать з цивилизованной безопасной форме. В течение длительного времени Центральный банк России и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) имели принципиально разные позиции в регулировании вексельного обращения. В отличие от ФКЦБ Банк России выступал против использования в российской практике беэдокументарных векселей. Лишь Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. внес определенность в данном вопросе. В соответствии с 4-ой статьей этого закона «переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе)». В результате многие схемы и технологии бездокументарного вексельного обращения, разработанные банками и проверенные на практике, оказались незаконными. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг осуществляла регулирование рынка ценных бумаг в России, проводила государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролировала деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивала раскрытие информации на рынке ценных бумаг в период с 1993—2004 год. С 13 марта 2004 года полномочия ФКЦБ России переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. 1 сентября 2013 года служба упразднена и её функции переданы в ведение Банка России в соответствии с указом Президента РФ от 25.07.2013 № 645. Отсутствие единой экономической политики в организации функционирования российского рынка ценных бумаг порождают несовершенство, противоречивость нынешней правовой базы. По оценкам экспертов, неопределенность этой базы определяет 90 % риска инвестиций в отечественные ценные бумаги1. Разработанная Правительством РФ «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года » определяет основные задачи, принципы и приоритеты государственного регулирования рынка ценных бумаг, направления его развития. Стратегия задумана как программа совместных действий государственных органов, таких, как центральный банк, Министерство финансов, направленных на создание цивилизованного и эффективно действующего рынка ценных бумаг. В Стратегии дается характеристика современного состояния рынка ценных бумаг России, определены приоритеты и принципы дальнейшего его развития. В частности, в документе отмечается, что сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития рынка, пока еще не решен ряд проблем. Остается низким уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов, недостаточно развита инфраструктура, в том числе информационная и телекоммуникационная системы. Еще не удалось полностью ликвидировать «риск регистратора » и нарушения прав акционеров со стороны эмитента. Ряд законодательных и нормативных актов зачастую не содержит положений об ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, а у государственных органов не хватает полномочий для привлечения нарушителей к ответственности. По мнению разработчиков документа, решение всех этих проблем возможно только на основе усиления государственного регулирования, направленного на обеспечение принципа равных возможностей и защиту государством прав всех участников рынка ценных бумаг. Государственная политика на рынке ценных бумаг, основанная на принципе равных возможностей, означает, что государство будет стимулировать конкуренцию на рынке путем непредоставления каких-либо преференций отдельным его участникам. Далее в Стратегии указывается, что участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций. Защита прав и интересов инвесторов, государственные гарантии безопасности их зложений необходимы для повышения инвестиционной активности в целом. Решение вопросов защиты прав эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка будет идти сразу в нескольких направлениях. Прежде всего, через развитие и совершенствование его нормативной правовой базы, включая повышение эффективности судебной системы. В целом же государство ориентировано на внедрение не только механизмов расследования преступлений на рынке ценных бумаг, но и механизмов их предотвращения. Одной из острейших для российского рынка ценных бумаг остается проблема раскрытия информации. Несмотря на то, что предпринимаются отдельные попытки по ее решению, как, например, в законах «О рынке ценных бумаг » и «Об акционерных обществах », приходится признать, что система раскрытия информации в России сегодня отсутствует. Отсутствие единой системы раскрытия информации, общепринятых для всех участников рынка стандартов по ее раскрытию, по сути, означает неравный доступ к информации. Это касается и информации об эмитентах, и информации о сделках с теми или иными ценными бумагами. Наиболее болезненно это сказывается на развитии рынка корпоративных ценных бумаг. В условиях недостаточности информации нельзя рассчитывать на успешность массовых публичных эмиссий. Соответственно эмитенты преимущественно используют частное размещение, ориентируясь на конкретных инвесторов, а посредники работают в основном по заказам крупных зарубежных инвесторов, не покупая ценные бумаги за свой счет. В результате спрос на российские корпоративные бумаги формируются за счет западных портфельных и институциональных инвесторов, рискующих незначительными капиталами. Тем не менее, для самих участников рынка вопрос о раскрытии информации остается весьма сложным. С одной стороны, для привлечения инвестиций и активизация рынка эмитенты и посредники должны раскрывать информацию, с другой - их волнует пределы ее раскрытия. Соответственно и сам термин «раскрытие информации » каждый толкует по-своему. Свои критерии есть у тех, кто имеет доступ к информации, и у тех, кто его лишен. Нет четкого определения, какая информация подлежит обязательному раскрытию и предоставлению всем заинтересованным лицам, а какая -является коммерческой тайной. Что касается обязательности раскрытия информации, то она должна быть равнодоступной для всех участников рынка и потенциальных инвесторов. В упоминавшейся выше Стратегии предусматривается осуществление ряда мероприятий. Это и создание общепринятой системы показателей для анализа положения на рынке ценных бумаг, и обязательное опубликование эмитентами информации о своей деятельности, способной отразиться на курсовой стоимости их ценных бумаг, формирование центров раскрытия информации с применением баз данных и средств телекоммуникаций и ужесточение ответственности участников рынка за предоставление информации. Существенно возрастает роль государства в преодолении кризисных ситуаций на рынке ценных бумаг. В частности, необходимо предоставление ФКЦБ полномочий по созданию ликвидационных комиссий а отношении тех структур, чья деятельность на рынке ценных бумаг прекращается, ввиду нарушений законодательства или финансовой несостоятельности. Ставится задача формирования в России самостоятельного фондового центра мирового значения, где концентрировались бы операции с ценными бумагами российских эмитентов. Это обусловлено следующим. Участие российских эмитентов в реализации программ выпуска американских и глобальных депозитарных расписок означает, по сути, что часть операций с ценными бумагами российских эмитентов уходит за границу. Акции, на которые выпускаются производные бумаги - депозитарные расписки, фактически «изымаются » из внутрироссийского оборота, и доходы от операций с ними извлекают уже не российские, а иностранные профессионалы рынка. Программы ADR/GDR способствуют привлечению средств в российскую промышленность, так как они выгодны эмитенту. Крупнейшие российские предприятия не могут ждать того момента, когда окончательно сложатся все условия, способствующие массированному выводу их бумаг на внутрироссийский фондовый рынок - дополнительное финансирование им необходимо именно сейчас. Выход российских компаний на западные рынки капиталов и создание общенационального фондового центра необходимо рассматривать с учетом временного фактора. Если сегодня з большей степени приходится использовать ADR/GDR на акции российских компаний, то в будущем, с развитием инфраструктуры центр торговли бумагами российских эмитентов переместится в Россию. Наконец, программа предусматривает более полное использование возможностей саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации - добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций: установление требований к участникам, установление операционных и учетных стандартов, надзор за финансовым состоянием институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций. Основные признаки саморегулируемой организации: - добровольное объединение участников; - состоит из профессиональных участников рынка ценных бумаг; - функции - регулирование, установление формальных правил отношений между членами: - государство передает часть своих функций по регулированию рынка ценных бумаг. Саморегулируемыми организациями в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила организации их деятельности (например, в США - Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), в России - Профессиональная ассоциация участников рынка ценных бумаг (ПАУФОР) и др.). В любой развитой стране существует одна или несколько ассоциаций инвестиционных институтов; действующих в национальном масштабе и признанных государством в качестве основных представителей профессионального сообщества рынка ценных бумаг. Обычно государство отдает саморегулируемым организациям часть своих функций по надзору и регулированию рынка с тем, чтобы профессиональные операторы рынка ценных бумаг сами устанавливали для себя правила игры и осуществляли контроль за их исполнением, имея в виду, что этот контроль значительно эффективнее, чем надзорная деятельность, осуществляемая государством. В ряде стран рынок в большей мере регулируется саморегулируемыми организациями, чем государством. И, наоборот, в других странах модели регулирования рынка ценных бумаг предполагают жесткий контроль со стороны государственных органов и значительно меньшую активность профессиональных участников в установлении и контроле правил на рынке. Несмотря на достаточно полное освещение направлений и принципов развития рынка ценных бумаг, на наш взгляд, в Стратегии отсутствует раскрытие такого основополагающего направления, как формирование нормативной базы, регулирующей деятельность участников. До сих пор нет правовых документов, регламентирующих функционирование таких ценных бумаг, как варрант и коносамент. Своевременные разработка и принятие соответствующих документов могли бы, на наш взгляд, компенсировать «потерю » российским посредникам рынка вследствие его ухода за рубеж в результате реализации программы ADR/GDR. Кроме того, недостаточность нормативной базы существенно повышает риски сделок с ценными бумагами, что в некоторой степени, по нашему мнению, делает проблематичным реализацию такого принципа развития рынка ценных бумаг декларируемого в Стратегии, как защита интересов субъектов рынка ценных бумаг. Таким образом, рынок ценных бумаг дает возможность перераспределения денежных средств и дальнейшего развития экономики. В целом рынок ценных бумаг представляет собой сложную систему со своей структурой, где присутствуют покупатели, продавцы и посредники, которые торгуют ценными бумага. 1.2. Основные этапы развития рынка ценных бумаг в России Стратегия развития финансового рынка в Российской Федерации до 2020 года2 предусматривает необходимость формирования самостоятельного крупного финансового центра в Москве, который смог бы конкурировать с мировыми. Комфортная конъюнктура сырьевых рынков привела к заинтересованности большого числа инвесторов на российский рынок ценных бумаг в 2011 году. Торги на мировых сырьевых рынках стали ключевой тенденцией на начало года и спровоцировали бурный всплеск оптимизма в отношении российских компаний. В 2012 году наблюдалось уменьшение совокупной стоимости активов на рынке ценных бумаг. Капитализация российского рынка в абсолютном выражении падает на 158,10 млрд. долларов, несмотря на то, что высокая цена на нефть, уменьшение политических рисков, а также привлекательные ценовые уровни остаются сильными драйверами российского рынка. В 2013 году участниками рынка в основном не проявлялась высокая активность, хотя интерес к российским нефтяным компаниям не падал, что позволили рынку, в общем, завершить год с минимальными потерями стоимости. В начале 2014 года инвесторы отдавали предпочтение активам развитых экономик. В то время, как для российского рынка ценных бумаг потрясением стало падение цены на нефть и ослабление курса рубля. Это негативным образом сказалось на капитализации отечественного рынка, и он потерял 156,83 млрд. долл. (18,59% уровня предыдущего года). В начале 2015 года геополитическая ситуация усугубилась, и это окончательно подорвало доверие инвесторов к отечественному рынку ценных бумаг и привело к снижению вдвое его капитализации за год. Несмотря на объединение двух крупнейших российских бирж и привлечение большого числа инвесторов, неспособность противостоять геополитическим рискам привела к тому, что по сравнению с 2011 годом произошло уменьшение совокупной стоимости рынка на 61,99%. Такая динамика указывает на нежелание инвесторов рисковать и на отток капитала из страны, который так необходим в период хронического дефицита инвестиций в реальном секторе экономики. Кроме этого, российский рынок ценных бумаг отличается монополизмом. Банковская и нефтегазовая отрасли находятся вне конкуренции ввиду того, что невозможно конкурировать с государственными гигантами, особенно в условиях кризиса. Процедуру ценообразования в данных отраслях сложно назвать рыночной. Кроме того, что секторы экономики в основном представлены самыми сильными игроками, также существует список отраслей, которые лидируют с большим отрывом. Это указывает на низкую дифференциацию рынка ценных бумаг Российской Федерации. «Дорогая десятка », так или иначе связанная с государством, занимала соответственно 56,53%, 61,52% и 62,89% в общей капитализации рынка. Это говорит как о монополизации, так и о «национализации » рынка ценных бумаг в России. Таким образом, госкорпорации получают дополнительный свободный капитал через акции, помимо субсидиарной поддержки. Разумеется, те ценные бумаги, за которые лежит ответственность на государстве, даже частичная, считаются менее рисковыми, и более привлекательны для инвесторов. Однако в подобной ситуации рентабельность финансирования нестабильных игроков для держателей капитала практически сводится к нулю. Необходимо отметить, что нефтегазовая промышленность и банковский сектор – это крупнейшие игроки на отечественной фондовой бирже. Именно эти секторы серьезно влияют на общее состояние отечественного рынка ценных бумаг, а они прогосударствены. Таким образом, проанализировав объем и отраслевую структуру отечественного рынка ценных бумаг, можно сделать ряд выводов: - падение совокупной капитализации рынка свидетельствует о негативных тенденциях в развитии рынка ценных бумаг; - низкая диверсификация приводит к тому, что рынок становится излишне зависим от ведущих лидеров, входящих в сотню крупнейших компаний, при общем количестве эмитентов не менее двух тысяч; - в отраслевой структуре российского рынка ведущая роль отведена нефтегазовым компаниям, банкам и другим госкорпорациям. В общей совокупности указанные характеристики отечественного рынка ценных бумаг показывают его низкую эффективность. Фактически российский рынок ценных бумаг не справляется со своей основной задачей – перераспределением свободного капитала. Следствием чего выступает формирующаяся тенденция разграничения финансовой сферы и реальной экономики. Российский рынок ценных бумаг в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, используется отечественными и зарубежными инвесторами в качестве инструмента наращивания денежных средств. И пока изменений в этой сфере не предвидится. Для того, чтобы определить ценовую динамику отечественного рынка ценных бумаг необходимо рассмотреть факторы, которые влияют на изменения двух индексов Московской фондовой биржи: индекс Российской торговой системы и индекс Московской межбанковской валютной биржи. Изменение этих индексов в основном зависит от котировок пяти самых крупных эмитентов: ОАО Сбербанк, ПАО Магнит, ОАО Роснефть, ГМК Норникель, ОАО Газпром. Специфика деятельности этих компаний делает их зависимыми от внешних факторов: цены на нефть, деятельность международных партнеров, курс рубля. Этим объясняется высокая корреляция значений валютной пары доллар/рубль и отечественных фондовых индексов. Так, корреляция курса доллара и индекса РТС составляет – 0,95 пункта, что подтверждает сильную обратную зависимость капитализации корпораций и валютного курса: чем слабее отечественная валюта, тем ниже значение индекса РТС, исчисляемого в долларовом выражении3. Такая высокая зависимость от экзогенного фактора характеризует ситуацию на российском рынке отрицательным образом. Фактически успех компаний на мировом рынке зависит не столько от технологической модернизации, эффективности корпоративного управления и конкурентоспособности корпорации, сколько от спекулятивного давления на внешнем рынке. Корреляция между курсом доллара и индексом ММВБ равна 0,85 пункта, что подтверждает вышеописанную тенденцию: чем национальная валюта слабее, тем ниже стоимость корпораций на мировом рынке, но тем больше рублевая выручка. Таким образом, прогнозируя состояние рынка ценных бумаг непосредственно с помощью крупнейших фондовых индексов можно лишь подтвердить вывод о негативной тенденции снижения его капитализации. Данный факт доказывается даже элементарными статистическими методами. Прогноз, составленный с помощью метода экстраполяции, показывает, что при сохранении существующей тенденции на начало 2019 года капитализация рынка ценных бумаг не превысит отметку в 166,62 млрд. долл. с вероятностью 95%.4 Как уже неоднократно отмечалось, крайне высока зависимость отечественного рынка ценных бумаг от цены на нефть. Об этом же свидетельствуют и расчеты: коэффициент корреляции между ценой барреля нефти марки Brent и индексом РТС составляет 0,96. Динамика нефтяных котировок определяет вектор движения российского рынка ценных бумаг. Так, в начале 2015 года стоимость барреля нефти марки Brent оказалась в два раза меньше, чем в январе 2014 года и составила около 51 долл. за баррель. В то же самое время наблюдаются пропорциональные изменения индекса РТС, который достиг отметки в 779 пунктов, при том, что в начале 2014 года этот показатель был равен 1351 пункту5. На практике получается так, что чуть ли не каждый рынок ценных бумаг в мире напрямую связан с американским и реагирует на то, что там происходит. В том числе и отечественный рынок ценных бумаг, что подтверждается коэффициентом корреляции между индексами S&P500 и РТС, равным -0,7. S&P500 – это показатель состояния американского рынка ценных бумаг, который был создан компанией Standard&Poor’s. Исходными данными для расчета служат цены на пятьсот акций, которые отобираются аналитиками компании, отражающими финансовое состояние американского рынка ценных бумаг. Такое значение корреляции характеризует высокую степень воздействия американского рынка ценных бумаг на российский. Однако корреляция является отрицательной, следовательно, наблюдаемая взаимосвязь обратно пропорциональная: чем американский рынок успешнее, тем менее доходен российский рынок. Это можно объяснить снижением популярности российского рынка акций и выводом капитала в США в связи с нарастающим экономическим кризисом в РФ. Кроме того, корреляцию с американскими индексами могут объяснить как психологические, так и экономические факторы: состояние крупнейшего в мире рынка ценных бумаг в любом случае непосредственно влияет на мировую финансовую систему; российские трейдеры, играющие на скачках в котировках, ориентируются непосредственно на динамику американских индексов, под влиянием интуиции. Возможное снижение корреляции с мировыми индексами возможно лишь в том случае, если инвесторы станут уделять внимание корпоративным новостям и отчетам, не только новостям с зарубежных фондовых бирж. В конечном итоге, отечественный рынок в можно считать деривативом от индекса S&P500 и цен на нефть, и валютной пары рубль/доллар. Таким образом, перспектива дальнейшего развития российского рынка ценных бумаг носит негативный характер. Рынок в России быстро теряет инвесторов, в том числе и зарубежных. Его капитализация снижается в результате уменьшения капитализации основных его участников6, вызванной их боязнью потерять свой капитал в сложный для страны период, а государство не в состоянии гарантировать страхование рисков инвесторов. Ввиду того, что рынок ценных бумаг является производным инструментом от реального сектора, то получается замкнутый круг. Стагнация в реальном секторе привела к тому, что началось падение капитализации в финансовом секторе, а недостаточное инвестирование на рынке акций привело к тому, что не хватает средств производителям для эффективного воспроизводства. В результате этого в последнее время наблюдается тенденция отделения финансового сектора от реальной экономики, отсутствуют эффективные меры государственного регулирования, направленные на решение указанной проблемы, что будет в дальнейшем приводить к увеличению разрыва между данными секторами. В пользу данного утверждения говорит также также понижение дифференциации эмитентов российского рынка ценных бумаг, что, в основном, соответствует наметившемуся в стране курсу централизации власти. Большая доля принадлежит государственным корпорациям, и именно их акции пользуются наибольшей популярностью. В итоге ценные бумаги этих эмитентов, став спекулятивным инструментом, в то же самое время, перетягивают на себя капитал, который, мог бы оказать поддержку в развитии не менее важного сектора, лишенного масштабного финансирования. Индексы РТС и ММВБ, предопределяя динамику рынка, превратились из индикаторов состояния рынка ценных бумаг в показатели движения капитала в основном в банковском и сырьевом секторах. В то же время на них влияет курс национальной валюты, который значительно колебался в течение 2014–2015 годов. И все же, рано судить о появлении положительной тенденции в развитии российского рынка ценных бумаг. Реальный сектор пока слишком нестабилен и подвержен давлению геополитических факторов. Не стоит рассчитывать, что в ближайшей перспективе Москва превратится в мировой финансовый центр. В лучшем случае страну ждет постепенное преодоление последствий кризиса 2014 года и формирование устойчивой инфраструктуры рынка ценных бумаг. 1.3. Механизмы деятельности банка на рынке ценных бумаг Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» трактует термин «банковские операции» путём перечисления действий, которые составляют суть банковских операций. Причём в законе этот термин не отражается отдельно, а упомянут в контексте определения банка. Стоит отметить, что компетенция банка в указанном законе расширена перечнем банковских сделок. Таким образом, в данном ФЗ закрепляется право на исключительное осуществление банковских операций, что придаёт им элементы публичноправового статуса. Заключение банковских сделок с ценными бумагами не закреплено напрямую в ст.5, но, так как разрешается заключение «иных сделок в соответствии с законодательством», мы можем принять это за право заключения сделок банками на рынке ценных бумаг. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не разглашать деятельности коммерческого Банка как профессионального участника на фондовом рынке, только примеры сделок с ценными бумагами, которые имеют характеристики платежный документ, и ценные бумаги, для сделки с которым особых не требуется лицензия. Специальная лицензия требуется для операции с ценными бумагами в качестве профессиональных участников на фондовом рынке. Банки на фондовом рынке может выступать в следующих качествах: агент, дистрибьютор, администратор, депозитарий. Выбор наиболее эффективных способов инвестировать можно, исходя из различных возможных направлений на о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: